Легенды Осени (глава 4)
Май 15, 2011 7:20 дп admin Манси - лесные люди, Этнография
…продолжение
Глава 4. Last Family Standing
- Лёха, зачем тебе дорогой телефон, у вас же связи нет?
- …э.
Вернёмся к параллелям с фильмом «Легенды Осени». Для эпического кино нужны красивые общие планы природы – чтоб захватывало дух.
С общими планами на Сосьве порядок. Кинодокументалист Михаил Заплатин любил снимать в этих местах. Помнят его и Самбиндаловы. Последний раз он заходил к ним в июне 1986 года. Помнят здесь и известную геологиню Варсанофьефу.
Род Самбиндаловых до сих пор держится недалеко от озера Турват, но количество семей убавилось за 20 век с четырех-пяти до одной. Герои репортажа живут на берегу красавицы Малой Сосьвы с огромными лиственницами по берегам.
Скалы по реке на каждом повороте до слияния с Большой Сосьвой. На моторке летом можно подняться до слияния Большой и Малой Сосьвы, они образуют Северную Сосьву – крупный приток Оби. До озера Турват можно подняться только по весенней воде. В мае Самбиндаловы там гоняют утку.
Турват – название обиходное. Полное мансийское название – Тагт-Талях-Нёр-ойка-Ялпынг-Тур, что в переводе «Святое озеро Нёройки (покровителя гор) в истоках Сосьвы».
Над озером возвышается священный хребет Ялпынгнёр (Нёр-Ойка), с которого стекает священная река Ялбынъя.
Никаких религиозных запретов на охоту и рыбалку там сейчас нет, и Самбиндаловы охотятся вокруг горы, и наверх поднимаются, если надо, но только мужчины. Женщинам по-прежнему нельзя, жена Саввы даже озера никогда не видела, хотя оно всего в 6 километрах от дома.
«Озеро издавна принадлежало роду Сампильталовых. В обычное время ловля рыбы разрешалась лишь «на котёл», то есть не более чем на дневное пропитание. Массовый лов рыбы мог производиться только в тяжёлые голодные годы по решению всего рода».
фрагмент рабочей карты разведочного бурения в районе озера Турват
В эти края вернулись геологи, собственно, поэтому есть и зимники, новые профиля в тайге, в т.ч. вокруг озера. Теперь на «буране» удобно ездить. Это переход к теме скакунов. К сожалению, железных.
Были у Самбиндаловых ездовые олени, да все кончились в 90-е годы, когда пастухи отказались бесплатно пасти стада на Урале. Безденежье и расплодившиеся волки быстро поставили точку с домашними оленями. Теперь только снегоходы «Буран». Их целых 6 штук. 4 новых длинных, купленных разово после продажи ваучеров какого-то «Газмяса». Так что у каждого брата есть по «бурану», а это критически важно в условиях полугодовой зимы.
В настоящее время с декабря по март озеро популярно у рыбаков-любителей. Едут за сотни километров по необорудованному зимнику. Их не пугает отдаленность места и отдающая тиной рыба. Самбиндаловы из-за них разбирают запор в устье речки Байя, впадающей в Турват, уже перед Новым Годом. Рыбаки начинают его облавливать и проверять морды. Не по рукам же бить.
Поэтому запор стоит всего месяц с конца ледостава. Рыбы набивается в среднем мешок за ночь.
Эксплуатация отечественного снегохода – это отдельная трагикомическая история, но альтернативы ему нет. Это работяга, на хвосте которого можно тянуть пол тонны. Срок активной жизни 3-4 зимы, потом старческие болезни.
Т.С. Гоголева, депутат законодательного собрания ХМАО, манси по национальности, мечтает вернуть оленей. Рассматривается вариант завести к Самбиндаловым казымских оленей, которых не надо будет гонять на Урал.
Теперь про любовь.
Вот тут надо что-то думать. В «Легендах осени» и война и любовь, а без этих компонентов, как известно, фильму не жить. Братья Самбиндаловы все холостые, не пьют запойно и не курят, что редкость. Одним словом, завидные женихи…были бы лет 50 назад.
А сейчас…, а сейчас им некого брать замуж. НЕТ мансиек. По паспорту навалом, но чтоб в тайге выросла, или согласилась туда уехать – не найдете. Плохо это. И это не проблема Турвата. Это проблема всех немногочисленных лесных поселений манси, где я был. Много холостых мужчин, которым не на ком жениться. У братьев Самбиндаловых есть две родных сестры: у них уже по ребенку, безотцовщина, правда, зато дети.
Согласен, бытовая сторона вопроса многих отпугнет. Бывают, конечно, домохозяйства где порядок, но классический мансийский сюжет – это легкий бардак в доме, и хаос во дворе.
Изгороди, калитки, выложенные тропинки, поленницы – все это не про манси. Хаотично расположенные постройки, мусор, бураны, напиленные разбросанные чурбаны и наколотые чурки, запчасти снегоходов, прицепы, кости, игрушки, старая посуда – это и есть двор. Прибавьте к этому тот факт, что туалет у манси строить не принято. А если он есть, то не принято туда ходить. А еще 8 собак. То есть желтые проталинки и собачий помёт по всему двору. По-большому ходят в лес. Традиция, однако.
Порой не очень гигиенично выглядит кухня, точнее место, где готовят еду и умывальник. Впрочем, это всё на мой изнеженный городской взгляд. Ко всему этому человек очень быстро привыкает. И перестаёт замечать
У Самбиндаловых большое подворье. Много хозяйственных построек, к старым рядом лепятся новые. Есть теплица. Сам дом просторный с кирпичной печкой, достался от алябьевского лесхоза. Живут на поляне с 1970 года, переехали с Суеватпауля. За ручьем в ста метрах сохранилась поляна, где раньше жили Самбиндаловы, еще до Суевата. Эта поляна и обозначена на советских топокартах как «избы Саклингъя», по-мансийски Саклингъя-павл. То место, где проживают Самбиндаловы сейчас, числится по документам как Юрты Турват, но название Саклингъя-павл применимо и к ним. Зимник на озеро проходит через них.
До 2002 года совсем рядом, ниже по Малой Сосьве 300 метров, на лугу жила еще семья Самбиндаловых, как и они переехвавших сюда с Суеватпауля в 1969 году. Братья Петровичи умерли, дети одного из них живут в Усть-Манье. Избушка пока стоит.
Выше по Малой Сосьве раньше тоже жили манси Монины, но сейчас там никого. Никого нет и в доме около озера Турват, где была звероферма в 1988-2001 годах. Руководил ей русский мужик Мулин Петр Алексеевич. Обезлюдел край…
Продолжение следует…
Автор: Ilya Abramov
Leave a Comment